Само понятие «снек» пришло в наш деловой оборот совсем недавно – в середине 90-х годов прошлого века. До 1998 года российский рынок снеков был представлен только чипсами и крекером. После августовского экономического кризиса в 1998 году в стране резко увеличился внутренний спрос на доступные продукты питания. Это затронуло не только российский рынок, но и рынок стран СНГ. Именно этот период принято считать началом бурного развития отечественного рынка снеков. В это время рынок растёт как количественно, так и качественно. Появляется попкорн, жареный арахис, орехи, сухарики, снеки на основе мяса и сыра и многие другие. Динамика роста рынка снеков поражала аналитиков – рост достигал 200-300% в год. С этого времени восприятие категории снеков стало более чётким – появились конкретные критерии для анализа продуктов. Также, согласно международной классификации, все снеки можно разделить на две глобальные группы: сладкие и острые. Особо настойчивые специалисты выделяют даже третью группу: сладко-острые или «смешанные». К острым снекам традиционно относят чипсы, орехи, соленый попкорн, сушеный сыр, закуски на основе мяса и морепродуктов и др. Сладкие снеки преимущественно основаны на сладких приправах или добавлении шоколада. Шоколад и продукты с его добавлением самые популярные сладкие снеки. На постсоветском пространстве сладкая категория снеков традиционно воспринимается как кондитерские изделия. Поскольку одни и те же снеки могут быть, в зависимости от ароматизатора или добавки, и сладкими и солёными, глобальная международная классификация помогает только очертить общие границы в понимании термина «снек». Классификация снеков внутри групп будет сильно отличаться от страны к стране, а так же от анализируемого периода. Переводим слово «snack» Сложность заключается ещё в том, что в русском языке изначально отсутствует такая категория питания как снек. Понятие «снек» в английском языке может означать как предмет, так и действие. Т.е. с одной стороны под снеком понимается продукт для употребления, с другой – сам процесс потребления, процесс перекуса. Таким образом, снеки можно классифицировать по происхождению продукта питания (или сырья для его получения), а так же по способу употребления продукта. При анализе снеков по виду происхождения продукта или сырья, прежде всего, надо учитывать: а) степень натуральности продукта, б) степень промышленной обработки. Ситуация выглядит по-другому, если смотреть на снеки с позиции того, каким способом его употребляют. Формально любой продукт, съеденный вне времени основных приёмов пищи (mealtimes), а именно: завтрак, обед и ужин – попадает под определение снек. На практике специалисты всё же уточняют - продукт, который может употребляться между основными приёмами пища.
Этнокультурный подход Понимание снеков стоит дополнить национальным и культурным оттенком. На мировом рынке снеков чётко разделяют снеки западной культуры и снеки восточной культуры. При этом отдельно выделяется интернациональная снековая культура - снеки, получившие широкое распространение во всём мире (например, чипсы), а также культура потребления снеков (во время просмотра ТВ, в кинотеатрах и т.д.). Слияние культур, привычек и рынков тоже вносит свои коррективы: современные технологии находят своё применение в этнических традиционных продуктах. Например, объединение технологии леденца на палочке и сушёных червей, сделало данную закуску очень популярной в Мексике. Расширенный подход Современные интеграционные процессы на международном продовольственном рынке привели к тому, что под определение снеки попадают не только малоценные для организма закуски, но и ценные, полезные для организма продукты питания. Например, на Западе йогурт и продукты на его основе (с подачи компании «Danon» ) уже несколько лет воспринимаются как продукт для утоления лёгкого голода. Прежде всего, этому способствует агрессивная реклама и чёткое позиционирование продукции компании «Danon» как лучшего средства для утоления лёгкого голода между основными приёмами пищи. Полезными свойствами также обладают снеки на основе фруктов и орехов.